Глава комитета Госдумы по энергетике, экс-министр энергетики РФ Николай Шульгинов в интервью РИА Новости заявил о необходимости дополнения и корректировки Энергостратегии России до 2050 года, принятой в прошлом году.
"Принятие новой Энергостратегии обусловлено сложившимися геополитическими условиями и необходимостью перестройки работы всего ТЭК. Вместе с тем на сегодняшний день ее отдельные положения уже требуют уточнения и доработки. Нужно включить в нее инструменты для восстановления развития генерации и электросетевого комплекса в Донецкой, Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях. Также дополнить документ мерами по развитию централизованного теплоснабжения от когенерации. В Энергостратегии отсутствует раздел, посвященный развитию электросетевого комплекса, тем временем, действующий документ устарел более чем на десять лет и не учитывает необходимость развития перспективных технологий, управления спросом, даже задач консолидации электросетевого комплекса", - сказал он.
Также глава комитета выразил озабоченность отсутствием "дорожной карты" реализации Энергостратегии с поэтапной и годовой разбивкой необходимых мероприятий и надеется на утверждение этого документа в самое ближайшее время.
Кроме того, Николай Шульгинов считает, что, исходя из реальной динамики энергопотребления, уже сегодня надо пересматривать Генсхему развития электроэнергетики до 2042 года.
По итогам 2025 года потребление электроэнергии в России снизилось на 0,8%, мощности - на два ГВт. Кроме того, некоторые мероприятия так и не были реализованы в 2024 и 2025 годах по разным причинам. И это нужно учесть.
Относительно оценки необходимого объема строительства генерации, Шульгинов заметил, что в электроэнергетике остро стоит вопрос качественного планирования и прогнозирования. Навыки советских институтов планирования развития энергосистемы, того же Госплана, утеряны. Чтобы правильно оценить требуемый объем мощности, нужно обладать знаниями по динамике прогнозного роста мощности, размещению резерва и так далее.
"Это сложная работа, точные расчеты, но действовать нужно именно так. Сегодня же основные отраслевые документы формируются на основе предложений субъектов электроэнергетики, регионов и потребителей. Однако как определить имеющийся дефицит электрической и тепловой мощности - известно немногим. В итоге мы слышим от отдельных глав регионов, что для развития их территорий нужно 2, 5, 15 ГВт, однако ответственности за реализацию заявленных планов нет. Отсюда и завышенный прогноз потребления электроэнергии, прогнозируемого дефицита, и включение в программы развития энергоемких, но не обеспеченных финансированием проектов", - сказал Шульгинов.
Он считает, что необходимо обратить внимание на значительные объемы аварийных ремонтов генерирующего оборудования (сейчас они составляют от 8 до 10 ГВт в зимний период и до 14 ГВт - в летний). Поэтому надо усиливать требования к собственникам энергообъектов в части готовности к поставке мощности, принимать к ним меры госрегулирования в дополнение к рыночным механизмам. Не должно быть ситуации, когда простаивание в аварийном ремонте выгоднее нормальной работы станций.
Также он призвал не забывать и о сохранении технической целостности энергосистемы и ее "донастройке" с учетом развития сетей постоянного тока, возможностях создания резервов за счет систем накопления энергии, необходимости повышения энергобезопасности ТЭК. При этом итоговые ценовые параметры должны быть оценены так, чтобы не допустить дополнительного роста финансовой нагрузки на остальных потребителей.
Одним из предложений по оптимизации затрат может стать внедрение в электросетевой комплекс принципа "бери или плати". Проведенный анализ показал, что за 2018-2024 годы более чем у сотни ТСО заявленная при технологическом присоединении мощность составляет 75 ГВт, а фактическая - 7% от этого объема. Потребители заявили, ТСО спроектировали планы по строительству сетей, а потребляемая мощность не соответствует заявленной, планируемого отпуска в сеть нет. Отсюда и избыточное строительство, и операционные затраты на содержание инфраструктуры, независимо от фактического потребления.
Шульгинов надеется, что с учетом поручений президента внедрение этого принципа во все отрасли экономики, включая электроэнергетику, ускорится.
"При обсуждении Генсхемы в основном возникают вопросы финансирования строительства и модернизации энергообъектов. В этой связи следует процитировать слова нашего президента, что деньги - всегда важная вещь, но не самая главная. Самое главное - это правильная организация работы, определение приоритетов и взаимодействие между различными структурами, которые должны решать общую задачу. Это в полной мере применимо к Генсхеме", - заключил он.
По материалам: